МБОУ "Лицей №1 им. А.С. Пушкина"
г. Нижневартовск
  • Эссе

    Эссе «Я – педагог»

    «…я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя;

    но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю,

    кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал…»

    из Письма А. С. Пушкина П. Я. Чаадаеву 19 октября 1836 г.

    В настоящий период история нашей страны продолжает подвергаться агрессивным нападкам. Происходит сознательное искажение российского и советского общества в негативном ключе, при этом все позитивное, имевшее место быть в каждый из периодов нашей истории, сознательно замалчивается.  Искаженная реальность формируется в сознании людей, особенно подрастающего поколения, прежде всего в интернет-пространстве, в средствах массовой информации, которые осуществляют свою деятельность в условиях информационного хаоса. 

    Итогом реализации данного информационного давления являются произошедшие ценностные сдвиги в сознании российской молодежи: пренебрежение к историческим и памятным событиям своей страны; преклонение перед зарубежными стандартами поведения; размывание традиционных для России морально-нравственных ценностей; безразличие к интересам общества и окружающих; иждивенчество; потребительское отношение к жизни; доминирующий в молодежной среде «пофигизм», вседозволенность, а также другие суррогаты псевдолиберальной идеологии.

    История не случайно стала центральным полем битвы по изменению общественного сознания, ибо она не только накапливает и хранит опыт исторического развития страны, но и служит базовой основой мировоззрения, на которой осуществляется формирование гражданина и патриота. Знание истории формирует наше самосознание, смыслы и ценности, служит духовной опорой нации. Поэтому при отсутствии твердых знаний об историческом прошлом своей страны и сформированной на их основе гражданской позиции пробелы исторического сознания легко заполняются или заменяются красиво изложенными фальсификатами исторического прошлого нашей Родины.

    В этих условиях роль учителя истории очень важна, так как особо остро стоящий вопрос о воспитании патриотизма и проблем фальсификации решать приходится, в основном, на уроках истории Отечества. Безусловно, патриотическое мировосприятие основывается на исторической памяти, на воспоминаниях о наиболее значимых эпизодах прошлого нашего народа, нашего Отечества. Поэтому речь идет не о случайном наборе фактов, а о событиях, которые выстраиваются в один ряд. Так, очевидно, что битва на Чудском озере, на Куликовом поле и близ Бородина, воспринимаются как факты, соединенные общей идеей борьбы за независимость родины. Другими словами, мы связываем такие события, включая их в общую историческую традицию. Этот исторический ряд можно продолжить, включая в него Смутное время, Петровские баталии, Отечественную войну 1812 года. Патриотическое воспитание осуществляется путем показа героической борьбы, подвигов, талантов российских граждан — примерах для подражания. Раскрывать подвиги героев необходимо так, чтобы учащиеся осознавали, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества.

    В своей практике стремлюсь к тому, чтобы сформировать у обучающихся набор ключевых компетенций, к числу которых можно отнести умение отличать факты, достоверные научные данные от их идеологических обоснований, умение критически воспринимать различные версии истории, но при этом не разрушать целостность исторического, историко-культурного образа России. Убеждена, что формирование этих ключевых умений возможно при условии поэтапного развития способностей обучающихся самостоятельно работать с исторической информацией, творчески применять полученные знания в новых, в том числе проблемных, ситуациях.

    Таким образом, первым шагом на пути решения поставленной проблемы является осознание опасности самой фальсификации и ее последствий для формирования мировоззрения всего населения страны и, в первую очередь, молодежи. Вторым шагом и своей профессиональной миссией считаю необходимость сосредоточения усилий по развенчанию фальсификации и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

    Убеждена, что в процессе изучения истории, обучающиеся должны овладеть набором обобщенных умений (компетенций), необходимых для жизни в условиях современного российского поликультурного, многонационального и поликонфессионального общества, которое постоянно сталкивается с вызовами глобализации.

    Скачать Эссе

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie